Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 15.07.2019, 23:08

МБДОУ «Детский сад № 33»

Страничка инструктора по физической культуре

Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И нам очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. В летний период утренняя гигиеническая гимнастика и занятия физической культурой проводятся на спортивной площадке.  При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. В летний период часто используем элементы спортивных игр (футбол, баскетбол, пионербол), подвижные игры с мячом, обручами, скакалками, кеглями, парашютом и другим инвентарём, проводим развлечения. Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, развитие их речи и обогащение словаря – вот те задачи, которые мы решаем при помощи подвижных игр на свежем воздухе.  
Коржова Ольга Владимировна - инструктор по физической культуре МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 33".
 
 
Коржова О.В. Интеграция двигательной и познавательной деятельности дошкольников средствами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики Основы физической культуры личности, здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом закладываются в дошкольном возрасте. Среди всего разнообразия средств и методов физического воспитания для решения проблемы, связанной с возможностью интеграции двигательной и познавательной деятельности, наиболее целесообразным мне видится использование средств музыкально-двигательного воспитания, а именно сюжетно- ролевой ритмической гимнастики. На протяжении нескольких лет в практике физического воспитания нашего ДОУ я использую программу «В музыкальном ритме сказок», которая разработана на кафедре физического воспитания ВГАФК доктором педагогических наук, профессором Наталией Александровной Фоминой. Известно, что игровая деятельность – главная составляющая двигательной активности ребенка. Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры-сказки, игры с речитативами и счетом, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий, улучшают качество звукопроговаривания, помогают усвоению элементарных математических представлений, т.е. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.
 
Виды деятельности,
способствующие развитию творческого потенциала
воспитанников старшего дошкольного возраста
на занятиях физической культурой. 
  Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического развития. Cущественным этапом в формировании психических функций ребёнка является возраст от 3 до 7 лет, когда постепенно развиваются механизмы мозгового обеспечения познавательной деятельности. В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника на занятиях физическими упражнениями необходимо чаще создавать условия для развития наглядно-образного мышления и воображения, которые являются компонентами творческих способностей. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. Именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.
  С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. В старшем дошкольном возрасте воссоздающее воображение, ребёнок точнее и полнее передаёт действительность, перестаёт путать реальное и фантастическое. Воображение старших дошкольников становится всё более активным. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для разви¬тия творческого воображения. Творческое воображение приближается к творчеству взрослого человека, но продукт творческого воображения не имеет общественно значимой ценности. К возрасту около 6 – 7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда, многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире. Ребёнком дошкольником движут эмоции, для него нет слов «надо», «нужно». Он мыслит формами, цветами. В этом возрастном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, что создаёт благоприятные условия для формирования у ребёнка общих и специальных способностей. А потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 5-7 лет называют «возрастом двигательной расточительности». Подведя итог можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
  Говоря о способностях нужно помнить, что они развиваются в деятельности. Для развития творческих способностей необходимо создавать определённые условия деятельности, используя соответствующие средства. В дошкольном возрасте основным средством является игра. Немаловажное значение, в развитии творческих способностей, имеют музыка и танец. На мой взгляд, необходимо рассмотреть данные средства (игра, танец, музыка) более подробно. В онтогенезе развития человека игре принадлежит важнейшая роль. Возникнув вскоре после рождения ребёнка, игра становится первичным видом деятельности и занимает основное место в его жизни на протяжении 10 – 15 лет. Творческий характер игровой деятельности оказывает разностороннее влияние на развитие детского организма и становится основной причиной сохранения интереса к игре на всём протяжении человеческой жизни. И именно поэтому игры постоянно совершенствуются и развиваются. Игра – самостоятельный вид творческой деятельности, носящий символический характер, обусловленный потребностью к познанию окружающего мира и его активного преобразования. Игровая деятельность – комплексная психомоторная деятельность играющих, направленная на достижение условно поставленных целей, субъективная ценность которых заключена непосредственно в самом процессе игры. Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. Подражательность, имитация играют важную роль не только в младшем, но и в старшем дошкольном возрасте. Являясь следствием естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, даёт возможность ребёнку познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой – развивает его способности и творческую деятельность. В каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Большинство подвижных игр, включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении физическим упражнениям направлять творческую деятельность детей. Особое значение имеет использование метода творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений. Использование разнообразных комбинаций движений в подвижных играх не только активизирует творческую деятельность детей, но и способствует использованию физических упражнений в качестве средства решения двигательных задач и как основной фактор их выразительности. А если при этом ещё и музыкальное сопровождение, то это даёт двойной эффект для развития творческих способностей, для повышения эмоционального настроения детей. Поэтому в дошкольных учреждениях стало актуальным использование музыки на занятиях физической культуры в процессе выполнения общеразвивающих упражнений, подвижных игр.   Музыкальные игры – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально ритмических задач. Она вызывает весёлое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности.
  Интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе её исполнения, доступность игровых образов и художественные приёмы обучения, применяемые педагогом, способствуют развитию творческой инициативы ребёнка. Тем не менее, не только игра имеет важное значение в развитии творческих способностей. Музыкальная деятельность и танец также играют важную роль в развитии творческих способностей. Танец развивает эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т.д. Движения, органически связанные с музыкой, её характером (содержанием), способствуют целостному её восприятию, отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, структуры музыкального произведения, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи. Движения являются средством выразительности; главная цель – развивать у детей способность придавать этим движениям характер, связанный с музыкальным образом, делать их выразительными. Большинство танцевальных упражнений носит игровой характер, имеет конкретный образ, помогающий детям воспринимать музыку и выразительнее, более чётко выполнять движения. Значительное место в работе занимают упражнения, передающие воображаемые действия и изобразительные движения, при выполнении которых детям приходится активизировать свою зрительную память, наблюдательность, воображение. В старшей и подготовительной к школе группах многие упражнения содержат игровой момент – соревнования подгрупп; другие учат детей общаться между собой во время движения. Разнообразные методические приёмы, применяемые при ознакомлении детей с упражнением и во время его разучивания, должны соответствовать общим требованиям музыкально двигательного воспитания – углублять музыкальное восприятие детей, содержательность и эмоциональность их движения, развивать у детей самостоятельность и творческую активность.
  Подведя итог, следует сказать, что выше перечисленные виды деятельности способствуют развитию творческих способностей, главным из которых является игра, нам важно использовать их в совокупности для наибольшего эффекта.
 
 
 
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz